Всю власть – Минстрою?

Как известно, любое строительство – процесс неимоверно затратный, и оборот денежных средств вокруг этой отрасли происходит просто гигантский. Между тем и школы, и детские сады, и больницы, и объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры требуют постоянного ремонта, необходимо возводить новые объекты такого плана, и объемы финансирования всех этих мероприятий отнюдь не малые. Но эффективно ли происходит их освоение? И если нет, то как повысить эту эффективность?

Вопросы, безусловно, злободневные и актуальные. Ведь в бюджет, в свою очередь, деньги попадают из карманов рядовых граждан, честно отдающих государству 13% от своих кровно заработанных. И судя по данным результатов контрольных проверок, произведенных Счетной палатой Самарской области, освоение их зачастую происходит далеко не идеальным образом.

Безусловно, обозначенная выше ситуация требует немедленного и эффективного решения. И определенные мысли на этот счет давно высказываются губернскими законодателями, в частности, комитетом по строительству и транспорту Самарской губернской думы. Так, по мнению председателя комитета Владимира Купцова, основная причина неэффективного расходования средств при строительстве и ремонте бюджетных объектов заключается в том, что чиновники профильных ведомств и руководители муниципальных учреждений не могут профессионально подойти к вопросам оценки проектно-сметной документации по вполне объективным причинам – в силу отсутствия специального строительного образования и низкого уровня компетенции в данных вопросах. Соответственно, отталкиваясь от данного утверждения, законодатели видят вариант решения данной задачи в структурных перераспределениях функций между различными органами исполнительной власти. Ведь, если строительство – дело профессионалов, то пусть им и занимаются профессионалы, а у директоров больниц и школ при таких условиях появится больше времени для решения других, не менее важных вопросов.

Таким образом, предложение о возможности наделения министерства строительства Самарской области функциями заказчика-застройщика по отношению ко всем объектам, находящимся в ведомстве других профильных министерств и во владениях муниципалитетов, было выдвинуто председателем комитета по строительству и транспорту Самарской губернской думы Владимиром Купцовым еще в начале прошедшего лета. Тогда же председателем комитета были направлены письма к руководителям региональных органов исполнительной власти с просьбой высказать свои соображения относительно возможной перспективы реализации такого предложения. И в своих ответах подавляющее большинство региональных министров поддержало данную инициативу. «Это позволит усилить контроль за капитальным строительством объектов, повысить эффективность бюджетных инвестиций и сократить продолжительность инвестиционного цикла», - оценил в своем ответе эффективность подобных структурных изменений председатель Счетной палаты Самарской области Сергей Матвеев.

Однако насколько эффективным будет на самом деле такое перераспределение полномочий? Не окажется ли в конечном счете, что вместо чиновников профильных ведомств бюджетные средства будут опять расходоваться непонятным образом, но уже чиновниками минстроя? Вопросы непростые. Кроме того, как справедливо заметил депутат Самарской губернской думы Виктор Воропаев, на сегодняшний день региональное министерство строительства является одним из самых загруженных ведомств, и появление дополнительных функций в такой перспективе отнюдь не скажется на повышении эффективности работы этого органа власти положительным образом.

«Я пытаюсь попасть на прием в министерство строительства уже несколько месяцев, но у них постоянно отсутствует свободное для этой цели время», - с некоторым сарказмом отметил Воропаев в ходе прошедшего не так давно заседания общественной комиссии при комитете по строительству и транспорту Самарской губернской думы. Не разделяет взглядов о пользе таких перемен и экс-руководитель департамента строительства и архитектуры администрации Самары Александр Бурнаев, заявивший, что передача дополнительных функций в минстрой приведет только к увеличению временных задержек и усложнению структурного беспорядка в работе административного аппарата.

Дальнейшее рассмотрение вопроса будет вынесено на повестку комитета по строительству в течение октября.
Сергей Кандеев, министр финансов Самарской области: «Министерство управления финансами считает возможным поддержать передачу функций заказчика-застройщика министерству строительства Самарской области. Функции заказчика-застройщика по объектам строительства и реконструкции, подведомственным министерству энергетики и ЖКХ, также необходимо оставить за профильным министерством ввиду специфики выполнения работ на данных объектах и в связи с необходимостью взаимоувязки инвестиционных программ с производственными программами ресурсоснабжающих организаций. Учитывая вышеизложенное, мы считаем возможным поддержать передачу функции заказчика-застройщика от профильных министерств Самарской области в министерство строительства, за исключением министерства транспорта и министерства энергетики и ЖКХ Самарской области».

Марина Антимонова, министр социально-демографического развития Самарской области: «Министерство строительства Самарской области уже определено заказчиком-застройщиком и главным распределителем бюджетных средств по строительству и реконструкции 9 объектов социального обслуживания согласно ряду нормативных правовых актов. Передачу функций заказчика-застройщика министерству строительства Самарской области на проведение капитального ремонта министерство считает целесообразным осуществить в отношении только тех объектов, капитальный ремонт которых связан с заменой или восстановлением несущих строительных конструкций, разработкой проектной документации на данные виды работ и проведением государственной экспертизы».

Сергей Матвеев, председатель Счетной палаты Самарской области: «По мнению Счетной палаты как органа внешнего государственного контроля, передача функций заказчика-застройщика по объектам, финансируемым из областного бюджета, и полномочий главного распределителя субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности министерству строительства позволит обеспечить рациональное расходование бюджетных ассигнирований, определить очередность проведения программных мероприятий исходя из планируемых объемов финансирования, минимизировать необходимость перераспределения средств между объектами в течение года».

Алексей Чигенев, председатель общественной комиссии по градостроительству при комитете по строительству и транспорту губернской думы: «И депутаты, и представители правительства Самар-ской области согласились, что целесообразно рассматривать вопрос о передаче функций заказчика-застройщика одному профессиональному ведомству – министерству строительства. Тем самым мы освободим непрофильные министерства, которые занимались капремонтом и капстроительством, от несвойственных им функций и передаем эти функции профессиональному органу. Я считаю, это повысит эффективность использования бюджетных средств в этом направлении и даст возможность министерствам, непрофильным в области строительства, заниматься более плодотворно своими обязанностями».

Александр Бурнаев, экс-руководитель департамента строительства и архитектуры администрации Самары: «Я неоднократно говорил, о том, что, на мой взгляд, директора муниципальных учреждений не должны заниматься заключением договоров о строительстве и ремонте объектов. Безусловно, эта функция должна находиться в компетенции профессионалов, разбирающихся во всех тонкостях строительной отрасли. Однако, несмотря на это, я не считаю, что очередное перераспределение полномочий в пользу област-ной администрации поможет решить эту проблему. Я считаю, что эту функцию должна выполнять специальная структура городской администрации, подчиняющаяся, в свою очередь, профильному министерству. В ситуации же, когда городские и областные органы работают в режиме конфронтации, подобное перераспределение полномочий только усложнит положение».

Автор: Сергей Вишняков

Оцените работу журналиста: